Люди и судьбы. Николай Алексеевич Фёдоров. Водителями не рождаются…

Фёдоров

Каждый год в последнее воскресенье октября жители России празднуют День автомобилиста, известный также как День водителя.

Это профессиональный праздник не только водителей, но и ремонтных рабочих, инженерно-технических работников, руководителей автотранспортных предприятий и всех, кто добросовестно трудится, выполняя свой профессиональный долг. В честь Дня автомобилиста хочется рассказать о представителях старой гвардии этой мужественной профессии, к числу которых, по праву, относится житель города Жирновска Николай Алексеевич Фёдоров.  Во время душевной беседы он рассказал о своей жизни, трудовом пути, о родных и близких людях, соратниках и друзьях, которые любят его и всегда поддерживают.

Родом он из села Терса Еланского района Волгоградской области. Вырос в трудолюбивой многодетной семье. Отец Алексей Степанович и мать Анастасия Ивановна всю жизнь проработали в колхозе имени Дзержинского. Их дети: три сына и три дочери всегда чем-то были заняты. Дома было большое хозяйство, сад, огород, летом прибавлялся сбор ягод и грибов. Ухаживали за скотиной, птицей, помогали взрослым работать на сенокосе. Жили дружно.

Умению читать и писать Колю научила старшая сестра Валя.  Первая школьная учительница Екатерина Евгеньевна Кокина развивала любознательность, смышленость мальчишки, а также и двух его друзей-одноклассников: Коли Демакина и Коли Боженкова. Три тезки до сегодняшнего дня неразлучны, несмотря на разные города, в которых живут.

— Я с детства влюблён в технику. Бывало, во время посевной или уборочной подойдёшь в поле к любому механизатору, попросишь покататься — никто не откажет.  Мой старший брат был трактористом, уже в 4 классе я пробовал управлять трактором ДТ-54. Двоюродный брат работал комбайнером на Сталинце-6, муж сестры — водителем на Газ-51. В школе в старших классах мы изучали предмет Трактора и Сельхозмашины, а на практике в колхозе я уже рулил на тракторе МТЗ-52 «Беларус» … Тогда же учитель Михаил Михайлович Коротков, предрек мне: «Быть тебе, Коля, механиком, «технарем», это — точно».

В 1967 году после окончания школы Николай поехал поступать в Волгоградский политехнический институт, но на экзамене по физике получил «тройку». А это было равно провалу, с тем и возвратился домой. По приглашению родственников, живших в Таджикистане, уехал в г. Ленинабад. Устроился на шелковый комбинат, ремонтировал ткацкие станки, но скоро разочаровался в однообразной работе.

Отслужив в железнодорожных войсках, в 1971 году вернулся в родной колхоз. Не успел «снять форму», на пороге управляющий, мол, надо убирать подсолнечник, принимай новый комбайн, а заодно и мехотряд из ДТ-54.

В профессиональный и карьерный рост Николай Алексеевич Фёдоров уверенно пошёл после того, как в 1973 году занял 2 место среди молодых комбайнеров Еланского района, намолотив более 10 тысяч центнеров зерна. За победу в социалистическом соревновании, ударный труд на уборке урожая будет удостоен ордена «Знак Почета» и профсоюзной путевки в Дом отдыха. Его переводят в Еланскую сельхозтехнику инженером-технологом по обслуживанию машинно-тракторного парка, параллельно он заочно учится в Камышинском техникуме механизации и электрификации сельского хозяйства…

Фёдоров

Не только работу и хорошую должность в ту пору приобрел Николай, но и семейное счастье. С выпускницей Волжского медицинского училища Таисией Егоровой они поженятся в 1974 году и пронесут свою любовь через долгие годы. Таисия Николаевна получит направление на работу медсестрой в детское отделение Жирновской районной больницы. За ней в Жирновск последует и наш герой.

Начальник колонны Жирновского ПАТП Василий Матвеевич Лазарев предложит Фёдорову вакантную должность механика по автобусам. Работа непростая, ответственная, «от семи до семи» в две смены. Пока автобус не подготовишь к выходу на линию, с работы не уйдешь. Техники было много, стали поступать новые автобусы. Пассажирским сообщением были охвачены практически все населенные пункты района. В 1979 году под руководством директора Евгения Ивановича Тимофеева, с первого колышка началось строительство новой производственной базы Жирновского пассажирского автопредприятия, что на окраине города. Работали без выходных по принципу «раньше думай о Родине, а потом о себе». Средств механизации никаких не было, сами заливали бетон, вели наладку оборудования. После ухода Е.И.Тимофеева, предприятие возглавил Николай Федорович Мягков. Построили основной модуль, котельную, контору. С 1974 по 1985 год Н.А.Федоров работает в ПАТП механиком по ремонту автобусов, начальником производства, главным механиком, главным инженером…

— Не каждому в жизни выпадает такое счастье — найти работу по душе. А ещё мне везло на хороших руководителей, — вспоминает Николай Алексеевич. В Еланской сельхозтехнике это был Борис Алексеевич Фатеев. Знал всё и вся. Евгений Иванович Тимофеев — талантливый организатор производства. Николай Федорович Мягков — инженер «от Бога». Дружим с ним, созваниваемся.

В ПАТП было две бригады: грузового транспорта и автобусов. С теплотой вспоминаю бригадира «самосвальщиков» Александра Андреевича Пешкина, дальнобойщиков — Евгения Викторовича Пиляя, Александра Васильевича Погорелова, Виталия Александровича Горлова, Владимира Михайловича Чеснокова, Виктора Семёновича Короткова, Геннадия Алексеевича Жернова, Сергея Александрович Гусева, Владимира Петровича Савина… Большинство из них вместе со мной перешли в Цех спецтехники НГДУ.

В ПАТП мне, как молодому специалисту, дали квартиру в доме №10 на улице Советской. Поселились с женой: у меня чемодан и у неё чемоданчик. Кровать была и эмалированное ведро. Обедали на подоконнике. Потом Н.Ф. Мягков привёз нам кухонный стол за 30 рублей из Волгограда. И деньги были – и не купишь.

День водителя

Начальник Жирновского ПАТП Николай Фёдорович Мягков вспоминал:

— Жирновское ПАТП создавалось, можно сказать, в чистом поле, буквально с нуля. Николай Алексеевич сутками пропадал на работе. Человек он серьёзный, требовательный — и к себе, и к другим. К работе всегда относился честно, а потому с личным временем не считается. Но и сейчас, несмотря на проблемы со здоровьем, он такой же жизнерадостный, активный человек, интересный собеседник. Многим молодым фору даст! Многих своих соратников помнит по имени отчеству. Я его часто вспоминаю, созваниваемся, особенно, в День водителя, но встречаемся всё реже.

…Идти в нефтяники тогда хотели многие. И платили прилично, и объемы производства были другие и дисциплина. В 1985 году в ПРЦЭЭ НГДУ приступил к работе новый старший механик. В подчинении 20 человек, в зоне обслуживания: пионерлагерь «Нефтяник», первый сборный пункт и КНС-1 и шесть котельных. Грамотный, тактичный, интеллигентный начальник электроцеха Евгений Семёнович Чертилин рад был приходу в коллектив такого специалиста, как Федоров. Но радость сменяется разочарованием, когда в цехе вскоре появляется Владимир Иванович Ванюсов, отвечавший за работу промышленных предприятий района, а с ним начальник Цеха спецтехники НГДУ Иван Лаврентьевич Суетин. До последней минуты Федоров остаётся в недоумении, лишь, войдя в кабинет 1 секратаря Жирновского райкома КПСС Александра Семёновича Удалова, узнает, что его «сватают» главным инженером в Цех спецтехники, вместо Николая Васильевича Спиридонова, уезжающего в загранкомандировку.

И опять Федорову везет с хорошим человеком, таким, как Иван Лаврентьевич Суетин. Больше пяти лет они проработают вместе. Цех спецтехники был самым крупным из цехов в НГДУ. 462 человека работающих: водителей, ремонтников, ИТР, 360 единиц техники: ППУ, цементировочные агрегаты, землеройные машины, своя заправочная станция, автомойка…

— Самому подготовить машину к эксплуатации – большое дело, — говорил И.Л. Суетин. Ведь как ты к машине относишься, так она и работает. Если ты к ней с душой – она тем же ответит. Это всех автомобилей касается –и больших, и маленьких. Могут изменяться маршруты и задачи водителя, но, если он в совершенстве владеет техникой, дело для него всегда найдётся. Водителями не рождаются…

К сожалению, И.Л. Суетин ушел из жизни. В 1990 году Н.А. Фёдоров был назначен начальником Цеха спецтехники НГДУ и проработал в этой должности до 2001 года. И именно это время он вспоминает как одно из самых счастливых и плодотворных в своей судьбе. Много было сделано. Благоустроены гаражи, построен большой крытый ангар, установлена дополнительная диагностическая аппаратура. Все новое, передовое поддерживал начальник НГДУ Виталий Петрович Хитов.

— Планерка у начальника НГДУ порой превращалась в поле битвы, — вспоминает начальник Центральной инженерно-технологической службы Жирновского НГДУ Владимир Константинович Гаврилов. Делили транспорт между бурильщиками и нефтяниками буквально по часам работы на объектах. Особая ответственность лежала на Н.А. Фёдорове и его цехе. Не дай Бог, если где заминка случилась, не вышел на линию агрегат или самосвал…

— На производственные участки в НГДУ выходили ежедневно: 1 смена — 6 агрегатов, 2 смена — 4 агрегата, ППУ — 6 агрегатов; 2 смена — 3 агрегата. Десять автоцистерн в 1 смену, по 5-6 — во вторую. И так круглые сутки. Работы было непочатый край. Машины ремонтировали в 2 смены. Зарплата у людей была хорошая. И это, в так называемое, «застойное время». Потом «налетели реформаторы» из Волгограда, начались сокращения, увольнения, работать становилось всё труднее, — делится воспоминаниями Николай Алексеевич. На складе лежали 18 отремонтированных двигателей, их было «приказано» сдать в металлом, за малейшее непослушание грозили увольнением либо «разжаловать в слесаря» …

После 2001 года произошла реорганизация. Цех спецтехники отделили от бывшего НГДУ и соединили с предприятием «Нижневолжсктранссервис» под руководством Валерия Николаевича Спиридонова. Через год-два это крупное автотранспортное предприятие решили снова разделить. Спецтехнику выделили в Жирновский участок и придали ЗАО «Нижневолжское УТТ». Были также образованы Арчединский, Астраханский, Жирновский, Котовский, Волгоградский участки ЗАО «Нижневолжское УТТ». С тех пор и до сегодняшнего дня предприятием успешно руководит Александр Иванович Мигунов.

Генеральный директор ЗАО «Нижневолжское УТТ» А. И. Мигунов так характеризует ветерана-транспортника:

— За плечами Николая Алексеевича большой жизненный и трудовой путь. Строгий, но справедливый руководитель старой закалки, которому ничто современное было не чуждо. Новое воспринимал и принимал легко, если оно шло на пользу производству, коллективу. При нём много уделялось внимания созданию достойных условий труда: производственных, социально-бытовых. Николай Алексеевич предпочитал о проблемах слышать из первых уст, чтобы затем их решать. Это подлинный золотой фонд предприятия. И коллектив его не забывает, чествуем в профессиональные праздники, иные торжественные даты.

Николай Алексеевич всегда был человеком неравнодушным, деятельным, активным общественником, избирался депутатом жирновской городской Думы. В 2012 году он с чувством исполненного долга вышел на пенсию. Начались проблемы со здоровьем. Общий трудовой стаж на транспорте составил 39 лет. Коллектив Цеха спецтехники оставил работоспособный, подготовил достойного преемника в лице Владимира Васильевича Косьяненко.

День водителя

— Я запомнил своего наставника с очень высокой работоспособностью, которой заражал этим качеством других работников, — продолжает дополнять штрихи к его портрету начальник Цеха спецтехники ЗАО «Нижневолжское УТТ» В.В. Косьяненко. Всегда последовательный, требовательный к себе и к людям. Он, если уж ставил производственную цель, всегда контролировал её достижение, доводил дело до конца. Заботился о подчиненных. Очень порядочный, добрый человек. Всегда с ним можно было поговорить по душам. Сегодня в цехе осталось немного представителей старой шофёрской закалки. Но мы сохраняем верность добрым традициям наших предшественников.

Николай Алексеевич часто вспоминает своих старших товарищей, соратников, у которых учился, набирался опыта, знаний и мудрости. Он благодарен судьбе, что она свела его с Валентином Ивановичем Ининым, Евгением Сафроновичем Рудаковым, Иваном Афанасьевичем Недвигиным, Евгением Семёновичем Чертилиным, Евгением Егоровичем Сафроновым, Отто Конрадовичем Виклейном, Виталием Петровичем Хитовым, Павлом Алексеевичем Ивановым, Валерием Николаевичем Спиридоновым, Александром Ивановичем Мигуновым, Валерием Владимировичем Барановым, Борисом Васильевичем Фоменко, Анатолием Васильевичем Садчиковым, Николаем Андреевичем Вихрёвым…

У моего собеседника отличная память.

В конце беседы задаю ветерану несколько блиц-вопросов.

Что цените в людях?

— Честность, порядочность, аккуратность, пунктуальность, ответственность, трезвость. Не терплю — двуличность, враньё.

Ностальгия по прошлым временам не одолевает?

Скажу так: всему — своё время. Сейчас у меня новый этап в жизни. Нужно немного пожить для семьи, для детей и внуков. Мы регулярно созванивается со своим братьями и сёстрами, родственниками, бывшими сослуживцами, с теми, кто мне по-прежнему близок и дорог. По-возможности, встречаемся со старыми друзьями: Владимиром Васильевичем Алексеевым, Александром Васильевичем Игнатенко, Николаем Фёдоровичем Мягковым, когда он приезжает в Жирновск или в свою родную Верхнюю Добринку. Постоянно созваниваемся, встречаемся на базаре с Владимиром Константиновичем Гавриловым, с моими одноклассниками: Николаем Ивановичем Боженковым и Николаем Андреевичем Демакиным. Поддерживаем дружеские отношения с соседями по улице Фадеева в Жирновске.

У Вас есть хобби?

— Я разносторонне увлечённый человек. Профессионально занимался пчеловодством. Люблю рыбалку, реже охоту. Выращиваю виноград, комнатные экзотические растения: лимоны, мандарины… Умею и люблю варить кашу-палевку в котелке. Люблю слесарить, плотничать. Вот внучатам сделал детские стульчики без единого гвоздика. Знаю много песен, люблю петь, но инструментом не владею. Ценю русских поэтов: Некрасова, Есенина, Маяковского. Кстати, Владимир Владимирович ещё в 1928 году начал пропагандировать профессию водителя: «Я б в шоферы пошел, пусть меня научат. Фырчит машина скорая, летит, скользя, хороший шофер я — сдержать нельзя. Только скажите, вам куда надо — без рельсы жителей доставлю на дом. Едем, дудим: «С пути уйди!». Наш внук Владик уже знает этот отрывок, я научил…

— А поломку в машине сможете устранить?

— Думаю, что разберусь.

Вы счастливый человек?

— Безусловно! Большую часть своей жизни я и мои товарищи посвятили экономическому развитию Жирновского района, благополучию его населения. Изучил все автотранспортные работы, начиная с азов, и сегодня могу сказать точно, что у меня всё в жизни сложилось. Я жил в хорошее время: отучился бесплатно, мне дали квартиру, труд достойно оплачивался, да и финансирование нефтяной отрасли было государственным. Жалею только об одном — всё, что мы делали, теперь уже никому не нужно.

Что бы хотели пожелать в честь профессионального праздника себе, своим коллегам, сегодняшним водителям?

— Сегодняшним водителям хочу пожелать быть вежливыми и терпимыми по отношению к другим участникам движения. Только так можно чувствовать себя на дороге спокойно. Сегодня многие женщины и мужчины имеют водительские удостоверения. В какой-то мере это и их праздник! Но все-таки, День автомобилиста, прежде всего, праздник тех, кто всю свою трудовую деятельность посвятил работе автотранспорта, как легкового, так и грузового. Коллегам-автомобилистам, как всегда, ни гвоздя ни жезла!

Я с гордостью заявляю, что со мной работали отличные мужики, профессионалы, спецы своего дела, как работающие, так и находящиеся на заслуженном отдыхе, кого-то уже нет на этом свете. Эти люди — кремень, золотой фонд трудовой профессиональной славы Жирновского района!

С глубочайшим уважением называю их имена:

Иван Федорович Культенко, Юрий Сергеевич Зимков, Георгий Васильевич Поляков, Александр Васильевич Проценко, Иван Александрович Стрельников, Владимир Васильевич Косьяненко, Иван Фёдорович Нефёдов, Сергей Алексеевич Зимков, Петр Александрович Дроботов, Юрий Александрович Вязьмин, Роман Сергеевич Шевченко, Олег Анатольевич Ватолин, Владимир Николаевич Алашеев, Анатолий Федорович Пичугин, Михаил Степанович Девянин, Валерий Михайлович Верещага, Анатолий Александрович Плякин, Александр Александрович Курышев, Павел Гаврилович Митясов, Василий Александрович Мелишников, Александр Александрович Емельянов, Асан Барамбаевич Кужахметов, Алексей Александрович Петров, Фёдор Иванович Канашкин…

Всем и лично себе хочу пожелать здоровья. Пусть оно не подведёт.

За преданность выбранному делу, за добросовестное отношение к своим обязанностям, порядочность и многолетний труд Н.А. Фёдоров заслужил всеобщее уважение. Он многократно награждался дипломами, почетными грамотами, благодарностями, является ветераном труда, победителем соцсоревнования, имеет орден «Знак Почёта», Памятный знак «200 лет министерству транспорта России», Почётную грамоту Министерства топливной и энергетической промышленности РФ.

17 мая 2020 года ему исполнилось 70 лет. Свой почетный юбилей он отметил в кругу своих близких и любимых людей. С особой теплотой и нежностью отзывается Николай Алексеевич о своей жене Таисии Николаевне. Живут они дружно, в любви и согласии вот уже 46 лет. У них дочь Ирина, зять Антон, внуки Илья, Наталья, Владислав, Максим, правнучка Полина…

— Как говорится, дом построил, дерево посадил, теперь растим внуков и правнуков. Нянчим, воспитываем, учим. Старший внук уже буквы знает, рассказывает стишки, подпевает мне: « … по Дону гуляет…», — хвалится дед Николай. У младшего поколения должен быть пример.

День водителя

Славится жирновская земля талантливыми людьми – нефтяниками, буровиками, учителями, врачами, сельхозпроизводителями, коммерсантами. Каждый из них по-своему уникален и неповторим. Но есть одна профессия, без которой нам никак не обойтись, без труда работников автомобильного транспорта! Ведь, садясь в автобус, маршрутку, такси, служебный автомобиль, мы полностью доверяем водителю свою жизнь, рассчитывая на его профессиональное мастерство, соблюдение Правил дорожного движения. Мы уверены в том, что в дороге с нами ничего не случится.

25 октября вместе с большой братией жирновских автомобилистов Николай Алексеевич Федоров встретит День работников автомобильного транспорта.

В его лице мы поздравляем всех автомобилистов Жирновского района с приближающимся праздником и желаем им попутного ветра и лёгких дорог.

Поделиться новостью:
  • 51
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    52
    Поделились

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *