НЕ БУДЬ ХЛЕБА- НЕ БЫЛО БЫ И ПОБЕДЫ!
27 января в России вспоминают жертв одной из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. В преддверии годовщины прорыва блокады Ленинграда в Нижнедобринской школе провели акцию «Блокадный хлеб».
В рамках Всероссийской акции «Блокадный хлеб», цель которой — напоминание о мужестве и стойкости мирных жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, в Нижнедобринской средней школе была проведены уроки, классные часы «Уроки мужества» , беседы, просмотры фильмов, отдавая дань памяти тем, кто сражался и погиб в блокадном городе.
Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда. Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда — небольшому кусочку хлеба — 125 грамм. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады — зимой 1941/1942 г. Минимальная дневная норма хлеба, продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. – 125 грамм.
В наши дни мы часто слышим «Не хлебом единым»… Это конечно так, если не задуматься об истиной цене хлеба. В старину говорили: «Хлеб — всему голова». Хлеб считался священным символом еды. Народ веками складывал о нем поговорки, поэты воспевали в своих лирических стихах, а художники изображали его на своих полотнах. Особенно трогателен до слез в живописи и в стихах образ блокадного хлеба. Страшно даже подумать о том, какова же на самом деле была настоящая цена этого кусочка черного хлеба. Иногда цена этого маленького кусочка хлеба равнялась цене даже не одной человеческой жизни.
Справка: Рецептура хлеба в первую блокадную зиму с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять-шесть добавок.
Блокадный хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял из несъедобных примесей, заменявших муку:·
- пищевая целлюлоза – 10 %,
- жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,
- обойная пыль – 2 %,
- выбойки из мешков – 2 %,
- хвоя – 1 %,
- ржаная мука – 75 %.
Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.
В конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью прекратилось, специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путем.
Ребята начальной школы на первом уроке получили карточки, по которым они в столовой получали норму хлеба, как в блокадном Ленинграде. На классных часах «Блокадный хлеб: символ жизни и надежды» маленькие школьники очень внимательно слушали и внимали каждому слову о тех трагических и героических днях.
Ребята 5-7 классов ознакомились с кадрами документальной кинохроники, фотографиями той поры. Никого не оставил равнодушным рассказ о мужестве участников обороны и жителей города на Неве. Одним из самых трогательных моментов классного часа стал просмотр дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой, у которой сначала погибла вся семья, а потом и она умерла от истощения. В сердцах ребят надолго останутся герои блокадного Ленинграда.
Мы не знаем, что такое голод и война, но наша святая обязанность чтить память о несгибаемой воле советского народа в годы войны и передавать эти знания последующим поколениям. Ленинградцы боролись не только за выживание в физическом смысле, но за то, чтобы сохранить человечность. Поэтому они, обороняя осаждённый город, продолжали учить детей в школах, заботиться о культурных сокровищах в музеях, укрывать от бомб и пожаров памятники архитектуры. Вот почему мы называем подвигом то, что сделали жители блокадного Ленинграда. Нам, наследникам Победы, важно знать и помнить об их ежедневной борьбе за жизнь.
Именно этому и были посвящены мероприятия героико-патриотической направленности в Нижнеждобринской средней школе, в рамках Всероссийской акции «Блокадный хлеб».
Ольга Фомина ,
преподаватель истории школы